Вход
Профессионалы

Они являются лидерами социальных, экологических и политических движений.

Студенты 5Они ищут способы решения самых насущных проблем нашего времени и даже получают Нобелевскую премию мира в 17 лет. Однако старшие зачастую отмахиваются от их стремлений и достижений, ведь это молодое поколение "всё равно никуда не годится".

Психолог Джон Процко (John Protzko) из Калифорнийского университета в Санта-Барбаре назвал подобное явление "эти современные дети".

"Человечество жалуется на "этих современных детей", по крайней мере, в течение 2600 лет. Времена меняются, а претензии всё те же: молодёжь не уважает и не слушает старших, не любит работать", – рассказывает автор нового исследования в пресс-релизе университета.

По мнению эксперта, дело вовсе не в прогрессирующем упадке человечества.

"Это такая уловка нашей памяти. Она заставляет взрослых людей верить, что современные дети уступают по всем фронтам, даже если это объективно не так. А поскольку такое искажение "встроено" в саму работу ума, каждое поколение испытывает его снова и снова", – добавляет Процко.

Несмотря на повсеместность эффекта "этих современных детей" (или, возможно, как раз по этой причине), данное психологическое явление исследовано мало. Чтобы лучше понять проблему, Протцко и его коллега-психолог профессор Джонатан Шулер (Jonathan Schooler) разработали ряд тестов и предложили их большой группе добровольцев.

На первом этапе команда из 1824 участников в возрасте от 33 до 51 года оценивала, насколько, по их мнению, нынешние молодые люди уважают авторитет старших.

Исследователи выявили интересную закономерность: чем выше чтили авторитеты сами участники испытания, тем менее уважительным, по их мнению, было подрастающее поколение.

Далее учёные измерили уровень интеллекта других 134 добровольцев. И снова люди, набравшие высокий балл, были более остальных уверены, что "эти современные дети" становятся всё глупее и глупее.

Здесь заметим, что о снижении интеллекта у молодёжи вообще говорить не приходится. Объективные данные демонстрируют, что подрастающая смена справляются с тестами IQ лучше представителей предыдущих поколений (явление, названное эффектом Флинна).

На третьем этапе работы учёные опросили ещё 1500 взрослых на предмет любви к чтению. Психологи выяснили, что чем больше читал опрошенный, тем менее начитанными и менее интересующимися литературой казались ему современные дети.

В завершение своей работы психологи провели любопытный эксперимент. Авторы предложили участникам из "общества книголюбов" пройти тест на начитанность, а затем сообщили им ложные результаты.

Так, части из них сказали, что они входят в топ 33% населения страны по уровню эрудиции. Другим же сообщили, что их показатели, напротив, якобы очень низкие.

Оказалось, что эта информация значительно меняла представления испытуемых не только о собственной образованности и любви к чтению.

Получившие "плохую оценку" взрослые буквально на ходу пересматривали своё отношение и к современным детям, реабилитируя их и отмечая, что "и раньше-то молодёжь не особо читала".

Так что же стоит за ошибочным суждением старших о молодых людях? Полученные результаты демонстрируют, что недовольство современной молодёжью основано на искажениях человеческой памяти и мышления.

Причина таких искажений кроется в выявленной учёными специфической предвзятости. Во-первых, люди полагают, что окружающие недостаточно компетентны в тех областях, в которых сами опрашиваемые считали себя экспертами.

Второй важный механизм, поддерживающий иллюзию о "никуда не годной молодёжи", – это свойство человеческой памяти переносить наши текущие знания и умения не только на себя в юности, но и на всех своих тогдашних ровесников.

Иначе говоря, людям кажется, что и они, и их сверстники всегда были такими, как сейчас (вежливыми, благоразумными, образованными, уважающими старших и так далее), забывая реальное положение дел. Поэтому "несовершенство" современных детей для старшего поколения так очевидно.

При этом зачастую у нас нет объективных данных ни о детях прошлого, ни о современной молодёжи, отмечает Джон Процко. Мы полагаемся исключительно на нашу память и "вшитые" в неё искажения.

Важно понимать, что такое поведение взрослых людей не обязательно осознанное. Описанная исследователями особенность работы памяти настолько укоренилась в человеческой психике, что вряд ли старшие поколения когда-нибудь перестанут верить во всеобщий упадок "этих современных детей", считают авторы научной статьи.

Исследование американских психологов опубликовано в издании Science Advances.