Вход
Профессионалы

Вопрос о необходимости принятия мер по защите работников от безработицы в последнее время он находится в зоне повышенного внимания государства и общества в связи со сложившейся на рынке труда ситуацией, в первую очередь из-за последствий финансовых и экономических проблем последних лет.

ministerstvoО том, каковы перспективы повышения размера пособия по безработице и для каких категорий, появится ли в Беларуси система страхования от безработицы и каков международный опыт в этой сфере, по инсформации БЕЛТА, начальник управления политики занятости Министерства труда и социальной защиты Олег Токун. Поддержка людей, потерявших работу по объективным причинам, широко распространена в мире при неблагоприятной экономической конъюнктуре и является элементом системы мер по стабилизации ситуации. "В большинстве зарубежных стран системы страхования по безработице существуют около шести десятилетий, а в Дании они начали реализовываться еще в 1907 году, - сказал Олег Токун. - Принятие или пересмотр программ страхования по безработице часто связаны с региональными или международными кризисами. Например, США и Канада ввели свои системы в 1935 и 1940 годах соответственно в ответ на Великую депрессию 1930-х. Программами страхования от безработицы в разных странах охватывается до 80% занятого населения". В каждой стране - своя система страхования по безработице, она зависит от общей ситуации, особенностей безработицы, характеристик рынка труда и др. "Но ни одна система страхования по безработице, как бы хорошо она ни была разработана, не способна решить проблему безработицы в целом. Цель страхования по безработице - обеспечение временного и частичного замещения дохода застрахованного лица, потерявшего работу, в период поиска новой занятости", - отметил собеседник. По данным Международной организации труда (МОТ), в мире насчитывается более 70 стран, обеспечивающих в той или иной форме выплату пособий по безработице, в том числе и Беларусь. Однако действующая в настоящее время в нашей стране система материальной поддержки безработных не обеспечивает потерявшим работу гражданам возмещение утраченного заработка (возможный максимальный размер пособия по безработице - Br42, средний размер - Br21). К слову, финансируются расходы по содержанию безработных исключительно из бюджета государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения за счет общих средств, направляемых на социальное страхование, поскольку отдельный тариф не предусмотрен. Вопросы повышения пособия по безработице актуальны и для Беларуси. Так, на некоторых предприятиях республики уменьшаются объемы реализованной продукции, увеличиваются складские запасы, немалое количество предприятий убыточны, отмечаются значительные объемы вынужденной неполной занятости и простоев по вине нанимателя. Кроме того, по данным мониторинга, который проводится Министерством труда и социальной защиты, излишняя численность персонала организаций превышает 5%. Чтобы эти предприятия заработали эффективно, не обойтись без их реструктуризации и оптимизации численности работников. И значит, необходимы мероприятия по усилению социальной защиты безработных. Такие меры предусмотрены программными документами, в том числе и проработка вопроса о введении страхования от безработицы. В качестве переходной ступени к системе страхования предлагается повысить размер пособия по безработице отдельным категориям безработных. Эта мера рассчитана на краткосрочный период - до момента формирования страхового фонда от безработицы и накопления необходимого количества средств. Так, планируется повысить пособие по безработице до 100% бюджета прожиточного минимума (БПМ) уволенным в связи с сокращением численности или штата работников, до 50% БПМ - другим работникам, уволенным по уважительным причинам. Соответствующий проект указа разработан Министерством труда и соцзащиты, поддержан Министерством экономики и Министерством финансов. В республиканском бюджете запланированы необходимые финансовые ресурсы. В соответствии с подпрограммой "Содействие занятости населения" Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы Научно-исследовательский институт труда разрабатывает модель развития в Беларуси системы страхования от безработицы. По поручению правительства создана межведомственная рабочая группа для выработки предложений о создании системы страхования от безработицы и ее применении с 2018 года, а также о целесообразности введения в республике, в том числе с учетом международного опыта, системы страхования риска невыплаты заработной платы при банкротстве организации. В рабочую группу включены представители министерств труда и соцзащиты, экономики, финансов, Федерации профсоюзов Беларуси и представителей нанимателей. Предложения должны быть представлены в Совет Министров до 1 февраля 2017 года. Уже состоялось несколько заседаний рабочей группы. "Ни представители государственных органов, ни представители профсоюзов и объединений нанимателей не оспаривают необходимости создания в ближайшее время системы обязательного страхования от безработицы", - подчеркнул Олег Токун. Рабочая группа рассматривает несколько различных моделей страхования от безработицы. По предварительным расчетам, суммарный вклад нанимателя и работника на уровне 0,45% от фонда заработной платы позволит обеспечить потенциальных получателей страховых пособий по безработице на уровне 50-70% утраченного заработка в случае, если средства страхования будут накапливаться не менее 12 месяцев с момента внедрения системы страхования от безработицы без уплаты из этих средств страховых пособий. До конца текущего года расчеты расходов и доходов средств страхования от безработицы будут уточнены на основании долгосрочного (на 10 лет) прогноза потенциальной численности получателей страхового пособия по безработице и на основании прогноза среднесписочной численности работников, формирующих за счет своих отчислений средства (доходы) страхования от безработицы. "При выборе оптимальной модели необходимо решить ряд вопросов, - подчеркнул собеседник. - Понятно, что для получения права на пособие по безработице должны быть выполнены определенные условия. Во-первых, работник должен быть застрахован на последнем рабочем месте, и за него должны поступать взносы. Во-вторых, на выплату пособия может повлиять причина расторжения трудового контракта, например, уволился ли работник по собственному желанию или был уволен. В-третьих, обязательным требованием останется регистрация в государственной службе занятости. И, безусловно, сохранятся требования активного поиска работы или участия в программах переобучения (кстати, они сейчас обязательны в большинстве стран)". По его мнению, эти требования - непременное условие для эффективного функционирования системы страхования по безработице, особенно если размер пособия сравнительно высокий. Высокое пособие должно сопровождаться жесткими требованиями, добавил он. В Беларуси организован социологический опрос работников и нанимателей, результаты которого позволят оценить готовность населения к внедрению системы страхования от безработицы. Результаты опроса буду проанализированы к концу текущего года. Система страхования по безработице в целом позволяет обеспечить приемлемые условия жизни для значительной части безработных и их семей и дает какое-то время для поиска нового места работы. С учетом дополнительных социальных льгот, в частности семейных пособий, жилищных субсидий, уровень замещения доходов семьи безработного, особенно в нижней части спектра рабочей силы по доходам, может достигать 70-90% потерянного заработка. Елена ПРУС,

Источник