Вход
Профессионалы

29 марта 2017 г. состоялось заседание коллегии Министерства труда и социальной защиты.

минтрудРБ bigВ ходе заседания коллегии рассмотрен вопрос о выполнении в 2016 году Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы, состоящей из 5 подпрограмм: «Содействие занятости населения», «Охрана труда», «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов», «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц», «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан».

В ходе рассмотрения подпрограммы «Содействие занятости населения» отмечено, что по республике выполнены все целевые показатели подпрограммы: 

удельный вес граждан, направленных на обучение составил в 2016 году 5,2 процента (при прогнозе – не менее 4,4 процента);

уровень трудоустройства безработных от общего числа безработных, нуждающихся в трудоустройстве, – 51,6 процента (прогнозный – не менее 46,2 процента);

удельный вес трудоустроенных безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости, в общем числе безработных данной категории, нуждающихся в трудоустройстве, – 40,7 процента (при прогнозе – не менее 35 процента).

В рамках реализации подпрограммы в 2016 году:

на созданные рабочие места и имевшиеся вакансии при содействии службы занятости трудоустроено на постоянную работу 159,8 тыс. человек (117 процентов от ожидаемого годового результата), из них 109 тыс. безработных. Уровень трудоустройства безработных составил 51,6 процента от числа нуждающихся в трудоустройстве (ожидаемый результат по итогам 2016 года – 46,2 процента);

оказано содействие в трудоустройстве 17,7 тыс. безработных, имеющих дополнительные гарантии занятости, что составило 40,7 процента от числа нуждающихся в трудоустройстве безработных данной категории (ожидаемый результат по итогам 2016 года – 35 процентов);

направлено на обучение около 11 тыс. граждан, что составило 5,2 процента от числа нуждающихся в трудоустройстве безработных (ожидаемый годовой результат – 4,4 процента);

в оплачиваемых общественных работах приняли участие 55,8 тыс. человек (130,5 процента от ожидаемого годового результата);

на новое место жительства и работы переселено 151 семья безработных (116,2 процента от ожидаемого годового результата);

оказано содействие в организации предпринимательской, ремесленной деятельности, а также деятельности в сфере агроэкотуризма с оказанием финансовой поддержки путем предоставления субсидий 1 810 безработным (101 процент от ожидаемого годового результата);

оказано содействие в трудоустройстве для приобретения опыта практической работы 590 безработным из числа выпускников учреждений профессионально-технического, среднего специального и высшего образования, а также прошедших обучение по направлению органов по труду, занятости и социальной защите (109,3 процента);

организована адаптация к трудовой деятельности 544 инвалидов (119 процентов от ожидаемого годового результата).

В общей сложности на реализацию мероприятий по обеспечению занятости населения в 2016 году израсходовано 28 млн. 727 рублей при плане 32 млн. 432 тыс. 

В рамках обсуждения подпрограммы особое внимание уделено ситуации по содействию занятости в регионах республики, в которых количество безработных превышает количество вакансий в 2 и более раза, а в некоторых и уровень безработицы на 1 марта 2017 г. превышает 1,5 процента. В Брестской области это Ивановский (2,3 безработных на вакансию) и Ганцевичский (3,2 безработных на вакансию) районы;

по Витебской области: Оршанский (3,1 безработных на вакансию), Шарковщинский (2,8 безработных на вакансию) районы, города Витебск (3,3 безработных на вакансию) и Новополоцк (2,8 безработных на вакансию);

по Гродненской области: Лидский район (высокий коэффициент напряженности 2,3 безработных на вакансию и уровень безработицы 1,7 процента), Щучинский район (при невысоком коэффициенте напряженности 1,1 безработных на вакансию – уровень безработицы 1,6 процента);

по Минской области: Борисовский район (3,8), Молодечненский район (высокий коэффициент напряженности 3,9 безработных на вакансию и уровень безработицы 1,7 процента), Несвижский, Слуцкий и Солигорский (3,1) районы, Копыльский район (при невысоком коэффициенте напряженности 1,4 безработных на вакансию – уровень безработицы 1,6 процента);

по Могилевской области: Кричевский район (коэффициент напряженности 1,9 безработных на вакансию, уровень безработицы 1,6 процента)

По итогам дискуссии Министр Костевич И.А. приняла решение посетить Борисовский район, где отмечается высокая напряженность на рынке труда, чтобы на месте ознакомиться с применяемыми мерами по содействию занятости. 

Кроме того, рассмотрен вопрос об уровне безработицы, рассчитанном Национальным статистическим комитетом по методологии Международной организации труда (МОТ), который составил 5,8 процента.

В связи с этим Министр Костевич И.А. отметила, что параметры, заложенные в Государственную программу о социальной защите и содействии занятости населения Республики Беларусь на 2016-2020 годы, необходимо скорректировать с учетом расчета уровня безработицы по методологии МОТ.

Реализация комплекса мероприятий по выполнению подпрограммы «Охрана труда» позволила в основном достичь запланированных значений целевых показателей.

Благодаря принимаемым заинтересованными мерам по обеспечению безопасности работающих в процессе производственной деятельности, в 2016 году сохранилась тенденция снижения числа потерпевших на производстве. Так, в результате несчастных случаев на производстве в 2016 году травмировано 1744 работающих, из них 396 женщин и 5 работников в возрасте моложе 18 лет (в 2015 году – соответственно 2115, 408 и 10).

Уровень производственного травматизма снижен на 16 процентов (план – снижение не менее чем на 1 процент к уровню предыдущего года). Уровень производственного травматизма составил 43,15 при запланированном 50,9.

По оперативным данным Департамента (по состоянию на 17 февраля 2017 года) в результате несчастных случаев на производстве в организациях республики в 2016 году погибло 119 работающих, из них 9 женщин (в 2015 году – соответственно 123 и 3). Как и в 2015 году, в прошлом году не допущено случаев гибели работников моложе 18 лет.

Снижение уровня производственного травматизма со смертельным исходом обеспечено на 1,67 процента. Уровень производственного травматизма со смертельным исходом составил 2,94 при запланированном 2,96.

Обеспечено снижение удельного веса рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях, охваченных статистической отчетностью, на 2,15 процента. Удельный вес рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в общем количестве рабочих мест в организациях составил 28,62 процента при запланированном 28,9 процента.

Согласно данным государственной статистической отчетности 4-охрана труда (Минтруда и соцзащиты) «Отчет по условиям и охране труда» в организациях республики по состоянию на 1 января 2017 года по сравнению с 1 января 2016 г. количество рабочих мест с вредными и (или) опасными условиями труда в организациях, представляющих отчет, уменьшилось с 683 783 до 656 035. 

В организациях республики за 2016 год приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 20 222 рабочих места (улучшены условия труда на 13 748 рабочих местах с вредными и (или) опасными условиями труда). Условия труда приведены в соответствие с требованиями гигиенических нормативов 25 254 работникам, улучшены условия труда 22 170 работникам.

Вместе с тем в ряде отраслей и регионов ситуация с условиями труда существенно не изменяется. Наиболее неблагоприятная ситуация сложилась в организациях, подчиненных концернам «Белнефтехим» и «Беллесбумпром», где более половины работников заняты в неблагоприятных условиях труда.

По итогам рассмотрения подпрограммы Министр Костевич И.А. отметила необходимость более активного проведения мероприятий по улучшению условий труда. Что касается создания новых рабочих, важно, чтобы то они не были с вредными и опасными условиями труда. 

Подпрограммы «Предупреждение инвалидности и реабилитация инвалидов», «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц», «Социальная интеграция инвалидов и пожилых граждан»

В 2016 году в Республике Беларусь было впервые признано инвалидами 58 тысяч 271 человек, из них 54 тысячи 450 человек – в возрасте 18 лет и старше, 19 тысяч 947 человек – в трудоспособном возрасте, 3 тысячи 821 человек – до 18 лет.

Уровень первичной инвалидности населения республики в целом за 2016 год по сравнению с 2015 годом снизился на 3,5 процента.

В 2016 году проведено оснащение организаций здравоохранения реабилитационным оборудованием, разработаны новые технологии предупреждения инвалидности и реабилитации инвалидов, которые внедрены в практическое здравоохранение.

За последние десятилетия в Республике Беларусь сделан значительный шаг по формированию общественного сознания и признания того, что инвалиды нуждаются в создании условий для максимальной самореализации во всех сферах жизнедеятельности – в учебе, работе, спорте, досуге.

Формирование безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц в рамках реализации государственных программ началось с 2007 года. 

Вместе с тем, проблема среды без барьеров очень масштабна, поскольку инфраструктура любого города, населенного пункта, включает в себя огромное число объектов с многообразием их функциональных назначений, архитектурно-планировочных, конструктивных и территориальных особенностей, различных форм собственности и ведомственной принадлежности.

Однако сводный целевой показатель по созданию доступных для инвалидов и физически ослабленных лиц приоритетных объектов в приоритетных сферах жизнедеятельности выполнен. Работы по созданию безбарьерной среды проведены на 1079 объектах при плане 727 объектов.

Анализ реализации мероприятий подпрограммы «Безбарьерная среда жизнедеятельности инвалидов и физически ослабленных лиц» показал, что практически все мероприятия, касающиеся оборудования объектов безбарьерной средой, реализуются за счет средств выделяемых на капитальный или текущий ремонты. 

В связи с этим предложено в 2017 году внести необходимые изменения и дополнения в подпрограмму путем изменения наименований мероприятий данной подпрограммы, т.е. перевод их в организационные, а также исключения финансирования по ряду пунктов подпрограммы, при этом введение показателей для данных пунктов, что позволит отслеживать динамику реализации таких мероприятий. 

Вопросы социальной интеграции инвалидов и пожилых граждан всегда остаются значимыми.

На 1 января 2017 г. в органах по труду, занятости и социальной защите получали пенсию 554,9 тыс. инвалидов. Удельный вес инвалидов в общей численности населения составил 5,8 процента.

Органами по труду, занятости и социальной защите, РУП «Белорусский протезно-ортопедический восстановительный центр» (РУП БПОВЦ) техническими средствами социальной реабилитации обеспечено 67 234 инвалида (при плане – 54 759 человек).

Минтруда и соцзащиты совместно с заинтересованными изучена потребность инвалидов в расширении Государственного реестра (перечня) технических средств социальной реабилитации. По результатам данной работы Советом Министров Республики Беларусь принято постановление от 25 апреля 2016 г. № 333 "О некоторых вопросах социальной реабилитации", которым внесены изменения и дополнения в Положение о порядке обеспечения граждан техническими средствами социальной реабилитации и в Государственный реестр включено 11 новых средств реабилитации.

Результатом деятельности территориальных центров в 2016 году стало выполнение целевого показателя «уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами территориальных центров социального обслуживания населения» на 8,8 процента выше запланированного. Социальными услугами территориальных центров было охвачено 667 человек из каждых 10 тыс. нетрудоспособных граждан, при запланированных 613.

Предложено в 2017 году значение данного показателя установить на уровне 640 продецемилле.

В целях удовлетворения потребностей нуждающихся инвалидов и пожилых граждан в социальных услугах, оказываемых стационарными учреждениями обеспечено стабильное функционирование стационарных учреждений, проведение работ по реконструкции (строительству) отдельных объектов стационарных учреждений в целях создания благоприятных условий для проживания граждан, а также проводились мероприятия, стимулирующие стационарные учреждения улучшить работу по социальному обслуживанию граждан и обеспечению здоровых и безопасных условий проживания. Как итог, в 2016 году с заявлениями на поселение в дома-интернаты обратилось 2788 чел., выписаны путевки за 2016 год 2536 заявителям (90,9 процента при плане 80%).

В 2016 году продолжалось развитие системы государственного социального заказа (ГСЗ): негосударственным некоммерческим организациям предоставлены субсидии на реализацию 53 договоров на оказание социальных услуг инвалидам и пожилым гражданам. 

Социальными услугами в рамках государственного социального заказа было охвачено более 1 тыс. нетрудоспособных граждан при запланированных 600 граждан.

При корректировке Государственной программы предлагается изменить показатель «Уровень обеспеченности инвалидов и пожилых граждан социальными услугами в рамках государственного заказа». 

Ветеранам, пожилым людям, инвалидам и другим категориям граждан оказывалась дополнительная социальная поддержка. Она оказана 14 432 человекам (при плане – 6 372).

Перевыполнение показателя вызвано тем, что значение показателя было основано на объемах средств местных бюджетов, которые запланированы в подпрограмме. В течение года помощь нуждающимся гражданам оказывалась не только за счет программных средств, но и привлекались иные источники финансирования (собственные средства организаций; средства предприятий, учреждений, на которых ранее работали пожилые нуждающиеся граждане; а также спонсорские средства), что и повлияло на увеличение численности граждан по целевому показателю.

По итогам рассмотрения хода реализации мероприятий Государственной программы о социальной защите и содействии занятости населения на 2016-2020 годы членами коллегии эффективность реализации мероприятий Программы признана достаточно высокой. Вместе с тем окончательную оценку даст сформированная межведомственная группа. 

Одновременно поставлена задача по корректировке в 2017 году объемов финансирования и целевых показателей Программы с учетом итогов реализации мероприятий в 2016 году и текущей ситуации. 

источник